Российские физики создали новый вариант сверхпроводникового кубитаA universal design for superconducting qubits has been created

2018-04-12

Международная группа ученых из России, Великобритании и Германии продемонстрировала альтернативную конструкцию кубита, которая может быть использована для построения квантового компьютера. Основным элементом этой конструкции являются нано-проволоки из сверхпроводника. Уже в первых экспериментах новый сверхпроводниковый кубит показал себя не хуже традиционных кубитов, построенных на джозефсоновских переходах.

Коллаборации ученых из Российского квантового центра и НИТУ «МИСиС» (Россия), Университета Лондона и Национальной физической лаборатории в Теддингтоне (Великобритания), Университета Карлсруэ и Института фотонных технологий (Германия), а также МФТИ и Сколтеха (Россия) удалось создать принципиально новый кубит, основанный не на джозефсоновском переходе, представляющем собой разрыв в сверхпроводнике, а на сплошной сверхпроводящей нано-проволоке. Работа исследователей опубликована в Nature Physics.

Ученые прочат квантовому компьютеру великие достижения. Принцип вычислений, заложенный в его основу, уже сейчас позволяет решать сверхсложные задачи. Хотя сам универсальный квантовый компьютер ещё пока не создан, исследователи уже могут при помощи кубитов моделировать химические соединения и материалы. Поэтому множество научных групп работают над усовершенствованием элементов квантового компьютера. Особенно напряженно идет работа над изучением и улучшением основной вычислительной ячейки кантового компьютера — кубита.

Существует несколько подходов к созданию кубитов. Например, созданы кубиты, работающие в оптическом диапазоне. Однако их сложно масштабировать, в отличие от кубитов на сверхпроводниках, работающих в радиодиапазоне и основанных на так называемых джозефсоновских переходах. Каждый такой переход представляет собой разрыв сверхпроводника, а, точнее, слой диэлектрика, через который туннелируют электроны.

Новый кубит основан на эффекте квантового проскальзывания фазы — контролируемого периодического разрушения и восстановления сверхпроводимости в сверхтонкой (порядка 4 нм толщиной) нано-проволоке, которая в обычном состоянии имеет довольно большое сопротивление. Впервые этот предсказанный в теории эффект наблюдал экспериментально руководитель данной работы Олег Астафьев, сейчас он заведует лабораторией «Искусственных квантовых систем» МФТИ в России и является профессором Университета Лондона и Национальной физической лаборатории в Теддингтоне в Великобритании. Его пионерская работа была опубликована в журнале Nature в 2012 году.

Как рассказал один из авторов новой работы Алексей Устинов, который в России руководит группой РКЦ и заведует лабораторией «Сверхпроводящие метаматериалы» НИТУ МИСиС, а в Германии является профессором Института технологий Карлсруэ, сейчас удалось создать новый тип сверхпроводящих устройств, во многом аналогичных СКВИДу (SQUID, Superconducting Quantum Interference Device — «сверхпроводящий квантовый интерферометр», сверхчувствительный магнитометр, основанный на джозефсоновских переходах).

Только вместо магнитного поля интерференция в новом устройстве вызывается электрическим полем, меняющем электрический заряд на островке между двумя нано-проволоками. Эти проволочки играют в устройстве роль джозефсоновских переходов, при этом они не требуют создания разрывов и могут быть изготовлены из одного слоя сверхпроводника. Как отметил Алексей Устинов, в данной работе удалось показать, что данная система может работать как зарядовый интерферометр.

«Если проволочку разбить на два участка, сделать в центре утолщение, то меняя затвором заряд на этом утолщении можно, фактически, делать периодическую модуляцию процесса квантового туннелирования магнитных квантов через проволоку, что и наблюдается в этой работе».

Это ключевой момент, доказывающий, что эффект управляемый и когерентный, и что его можно применить для создания кубитов нового поколения.

СКВИД-технологии уже нашли свое применение в ряде медицинских сканирующих аппаратов, таких как магнитокардиографы и магнитоэнцефалографы, в приборах, улавливающих ядерный магнитный резонанс, а также в геофизических и палеогеологических методах разведки горных пород. Поэтому возможно, что дуальные им зарядовые СКВИДы могут вызвать серьезные изменения не только в мире квантовых компьютеров.

По словам Устинова, перед учеными стоит ещё много фундаментальных задач, связанных с изучением работы нового кубита. Однако уже сейчас понятно, что речь идет о кубитах, обладающих не меньшей (а, может, и большей) функциональностью, но гораздо более простых в изготовлении.

«Сейчас главная интрига в том, можно ли построить на этом принципе весь набор элементов сверхпроводящей электроники. — отметил профессор Устинов. — Полученное нами устройство, в принципе, является электрометром и измеряет заряд, наведенный на островке сверхпроводника, с погрешностью в тысячи раз меньше заряда электрона. Мы можем его контролировать с высочайшей точностью, так как это заряд не квантованный, а наведенный».

«Сейчас мы изучаем кубиты на принципе проскальзывания фазы в моей группе в Карлсруэ, и времена когерентности, которые мы на них получаем, оказываются на удивление высокими. — рассказывает профессор Устинов. — Пока они не сильно больше, чем в обычных кубитах, но мы только начали работать, и есть шанс, что они будут большими. Например, есть еще важная тема дефектов в кубитах — по ней мы недавно получили грант от Google — эти дефекты возникают в диэлектрике, в туннельном барьере джозефсоновского перехода. Дефекты возбуждаются за счет того, что в этой зоне большие электрические поля, фактически все напряжение падает на масштабе 2 нм. Если же мы представим, что такое же падение происходит в однородной проволочке, причем, неизвестно где, в однородном „размытии“ по всему сверхпроводнику, то поля, которые будут здесь возникать, гораздо меньше. Это означает, что дефекты, которые есть в материале кубита, здесь, скорее всего, не проявятся. А это означает, что мы сможем получить кубиты с более высоким временем когерентности, что поможет справиться с одной из главных проблем кубитов — не слишком большим временем их квантовой „жизни“».

The collaboration of scientists from the Russian Quantum Center and NUST MISIS in Russia, the University of London and the National Physical Laboratory in Teddington in the United Kingdom, and the Karlsruhe Institute of Technology and IPHT Jena in Germany, as well as contributions from MIPT and Skoltech (Russia), has managed to create a fundamentally new qubit based not on the Josephson transition, which has gaps in the superconductor, but on a continuous superconducting nano-wire. The research has been published in Nature Physics.

Scientists expect quantum computers to achieve landmarks. Although the universal quantum computer hasn’t been created yet, scientists can already design chemical compounds and materials with the help of qubits. The calculation principle on its basis even allows researchers to solve complex problems today. That is why many scientific groups are working on improving quantum computer elements. Studying and improving qubits, which are the main computational cells of the quantum computer, are the most challenging part of that process.

There are several approaches to creating qubits. For example, there are qubits that work in optical range. However, they are difficult to scale, unlike qubits on superconductors operating in radio range and based on so-called Josephson transitions. Every such transition is a break in the superconductor, or to be more specific — a dielectric layer through which electrons tunnel.

The new qubit is based on the effect of quantum phase slip — the controlled periodic failure and recovery of superconductivity in ultra-thin (about 4 nm) nano-wires which in their normal state have fairly large resistance. Professor Oleg Astafiev, head of the Artifical Quantum Systems Laboratory at MIPT in Russia and a researcher at the University of London and the National Physical Laboratory in Teddington (United Kingdom), was the first who experimentally observed this effect, which had previously been theorized. His pioneering work was published in Nature in 2012.

Professor Ustinov, one of researchers on the project, head of the RQC research group, head of the Laboratory of Superconducting Metamaterials at NUST MISIS, and Professor at the Karlsruhe Institute of Technology (Germany), noted that researchers have managed to create a new type of superconducting device that in many ways is similar to SQUID (Superconducting Quantum Interference Device), a supersensitive magnetometer based on Josephson transitions.

The interference in the new device is caused by an electric field (instead of a magnetic field) that changes the electric charge on the island between the two nano-wires. These wires fill the role of Josephson junctions, and better yet, they do not require the creation of a break and can be made from a single layer of a superconductor.

According to Professor Ustinov, during the research, the international team managed to show that this system can work as a charging interferometer. “If [we] divide the wire into two sections and make a thickening in the center, then by changing the charge of that thickening with the shutter, it is possible to make a periodic modulation in the process of quantum tunneling of magnetic quanta through the wire, which is actually observed in this work”.

Proving that the effect is controllable and coherent is a key point, as well as the process being applicable to create a new generation of qubits.

SQUID-technologies have already found their application in several medical scanning devices such as magnetocardiography and magnetoencephalography, as well as in devices catching nuclear magnetic resonance, and in geophysical and paleogeological methods of exploring Earth’s surfaces. This is precisely why advanced SQUID charges can bring about serious changes not only in the world of quantum computers, but in society at-large.

Professor Ustinov said that scientists face a lot of fundamental tasks related to the studies of new qubits. However, it is obvious now that when we talk about qubits, their functionality is equal to, if not better than modern analogues, while being much easier to manufacture.

"The main intrigue is whether the whole set of elements of superconducting electronics can be built on this principle. The obtained device is an electric meter and measures the charge on the island of the superconductor with a margin of error thousands of times less than an electron charge. We can control it with the highest precision, as this charge is not quantized, but induced. My research group in Karlsruhe is now studying qubits on the principle of phase slippage, and the coherence times we get on them turn out to be surprisingly high. So far, they are not larger than in conventional qubits, but we have just started to work on [the project], and there is a chance that they will be larger. For example, there is also another important issue of defects in qubits, on which we have recently been awarded a grant from Google, and these defects arise in the dielectric tunnel barrier of the Josephson transition. Defects appear due to the fact that there are large electric fields in this area, and all the voltage is on a scale of only 2 nm. If we imagine that the same fall occurs in a homogeneous wire, and we don’t know exactly where in the homogeneous “blur” [it occurs] throughout the superconductor, then the fields that arise here will be much smaller. This means that the defects which are in qubit materials, most likely, will not occur and that we will be able to get qubits with higher coherence time, which will help to cope with one of the main problems of qubits — not much time in their quantum “life”, Professor Ustinov proclaimed.